Главная / Некачественный товар

Некачественный товар

Проблема качества — одна из самых приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира.

Каждый человек должен иметь возможность приобретать качественные товары, безопасные не только для здоровья, но и для окружающей среды.

Совершая покупку, покупатель рассчитывает на то, что товар обязательно должен быть качественным (то есть соответствующим условиям договора). Вместе с тем, нередко имеет место продажа некачественного товара, и тогда покупателю приходится возвращать товар.

Итак, продажа товаров надлежащего качества установлена законодательством РФ.

В соответствии с  Гражданским кодексом  РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. (далее – Закон) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если в соответствии с установленным законом порядком предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Обязательные требования к качеству товаров определяются государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТами). К числу таких требований, относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды.

Если покупатель приобрел  товар ненадлежащего качества, то это означает, что продавец ненадлежащим образом исполнил условие договора купли-продажи. Последствия передачи товара ненадлежащего качества урегулированы Законом,  согласно которому, если недостатки товара не были оговорены продавцом, потребитель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В зависимости от характера, различаются явные и скрытые недостатки. К явным относятся недостатки, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара). Скрытые — это недостатки, которые нельзя обнаружить, они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара.

Продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны. В противном случае он будет нести ответственность перед покупателем.

Принципиальное значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения недостатков в переданных ему товарах. Срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои требования зависит от того, установлен ли на данный товар гарантийный срок или срок годности.
Если на товар, качество которого не соответствует договору купли-продажи, не установлен гарантийный срок или срок годности, то покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии того, что недостатки товара были обнаружены им в разумный срок, но не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. Если договором или законом определен больший срок, то покупатель вправе предъявить свои требования и в течение более длительного срока.

     Если причинен вред жизни и здоровью потребителя, то такой вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

-обнаружение существенного недостатка товара;

-нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;

-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В ситуации, когда недостатки не были выявлены при приемке товара, но были обнаружены в течение гарантийного срока, то за них отвечает продавец, за исключением случаев, когда они не были вызваны нарушением покупателем правил хранения и использования товара, действиями третьих лиц и обстоятельствами непреодолимой силы. Поэтому выявление существенных недостатков после приемки товаров дает право покупателю вернуть товар и отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке.

Стоит отметить, что продавец имеет право провести проверку качества товара, а в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков — обязан провести экспертизу товара.

Исходя из практики консультационного центра у потребителей часто возникает вопрос, возможно ли потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, если при покупке покупателю выдали кассовый (товарный) чек, а не договор купли-продажи.

В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель,  договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, в дополнение к требованиям, перечисленным выше, вправе предъявлять продавцу требование о возмещении убытков (в том числе упущенной выгоды).

Убытки возмещаются в сроки, установленные законом для удовлетворения соответствующих требований покупателя.

В соответствии с Гражданским кодексом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.

     Еще одним из часто задаваемых является  вопрос о  том, что делать, если товар состоит из нескольких частей, а недостатки обнаружены только в части товара?Например, если Вы купили кухонный гарнитур, состоящий из нескольких предметов, но через месяц на одном из предметов, входящих в гарнитур, продавец обнаружил множество недостатков.

В данном случае, если товар, состоящий из нескольких частей, был приобретен в качестве единого набора (комплекта), то есть одного товара, то потребитель имеет право предъявить требование о возврате всего комплекта.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что продавец при возврате покупателю уплаченной денежной суммы за некачественный товар, не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Поэтому,  при возврате денег за некачественный товар, магазин должен вернуть деньги в полном объеме, даже, несмотря на то, что покупатель уже длительное время пользовался товаром.

Итак, для того чтобы вернуть некачественный товар, специалисты консультационного центра рекомендуют сразу же обратиться к продавцу с письменной претензией. Форма претензии на сегодня законодательно не установлена, поэтому этот документ может быть составлен в свободной форме с обязательным соблюдением требований к первичным документам.

Претензию необходимо составить в двух экземплярах. Один экземпляр претензии нужно оставить у себя — на нем представитель продавца должен сделать отметку о принятии, поставить дату и подпись. Другой экземпляр остается у продавца. Если продавец отказывается принять претензию, то ее необходимо отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

В случае неудовлетворения Ваших требований продавцом в добровольном порядке, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.

Для получения консультаций, а также оказания правовой помощи при нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обращаться нашу организацию по «Защите прав потребителей».

Наши сотрудники обладают обширными знаниями и практическим опытом и поэтому выполняют указанные ниже мероприятия и процедуры на высоком профессиональном уровне. В перечень услуг входит:

  • урегулирование спора в досудебном порядке;
  • участие в заседании суда с защитой прав клиента в судебных инстанциях любого уровня;
  • подготовка проекта мирового соглашения для его утверждения в судебном заседании;
  • подготовка заявления продавцу товара ненадлежащего качества о замене товара;
  • разработка и подготовка иска о возврате уплаченных за товар денежных средств;
  • юридическая помощь при необходимости возмещения морального вреда и взыскания ущерба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *